ИНТЕРНЕТ
КАБЕЛЬНОЕ
ТЕЛЕКАНАЛ
В Крыму строят гидротоннель для снабжения Ялты водой

В Крыму строят гидротоннель для снабжения Ялты водой

Новый 7,5-километрвый гидротоннель от Счастливого до Виноградного прокладывают под Ялтинской яйлой, чтобы снабжать Большую Ялту водой из Счастливенского водохранилища. Первые тысячу метров строители уже проложили, весь объект планируют завершить в 2024 году. Насколько сложно вести работы и что будет со старым гидротоннелем, увидел корреспондент РИА Новости Крым.

Тоннель нового водовода будет идти параллельно старому, который был построен еще в 60-х годах прошлого века. Свой срок он уже отслужил, признают специалисты, поэтому строительство дублирующего водовода – жизненно необходимый для всей Большой Ялты проект.

Подрядчику предстоит построить 5,6 километра нового тоннеля и реконструировать полтора километра недостроенного «дублера» – его начинали строить в 80-х годах, но по разным причинам не завершили. Теперь он станет частью нового объекта.

Тоннель диаметром более четырех метров, который прокладывается в горе с помощью специального щита, укрепляют сегментированными бетонными кольцами шириной 1,3 метра. Одно такое кольцо весит более 9 тонн, пояснил представитель компании-подрядчика Андрей Булыгин.

«Средняя скорость прокладки тоннеля – около семи метров в сутки. За прошлые сутки мы прошли 13 метров. Скорость зависит от разных факторов – от технологических переключений до твердости грунтов. Грунты на одном только метре могут поменяться несколько раз. И скорость зависит не только от крепости, но и от других свойств пород, например, водонасыщения», — пояснил он.

Проект изначально разрабатывался с учетом высокой сейсмоактивности в Крыму: система железобетонных колец, укрепленных и гидроизолированных специальным полимерным раствором, может выдерживать землетрясения до 8-9 баллов. По словам главного специалиста Инвестиционно-строительного управления Республики Крым Николая Путилина, работы ведутся круглосуточно и без выходных.

«Дело в том, что мы не можем останавливать щит. Тонкость проходки в том, что пока щит движется, его не задавливает почва. Если произойдет технологическая остановка, щит может задавить грунтом. Конечно, мы сможем снова его запустить, но нужно будет приложить усилия, чтобы его раскачать. Поэтому остановка не допускается», — пояснил он.

После того, как будет построена новая часть тоннеля, специалисты приступят к реконструкции старой части.

«Тот тоннель в очень плачевном состоянии: арматура внутри повреждена, большая коррозия, много трещин, — перечислил Путилин. – Проектом предусмотрено использование специальных композитных составов, которые мы будем нагнетать в трещины, чтобы заделать течи. Потом устраним каверны, которые появились от разрушений. Потом восстановим обрушенные своды. И после этого уже будет восстанавливаться целостность самого тоннеля».

После введения в эксплуатацию нового тоннельного водовода и переподключения воды старый тоннель тщательно исследуют, что понять, можно ли его реконструировать.

«Он тоже представляет собой плачевное зрелище, — отметил Андрей Булыгин. – Во многих местах сильно разрушен, местами днища как такового нет. Поэтому любое движение грунтов представляет угрозу. После переключения на новый водовод мы его обследуем. Если обследование покажет, что реконструировать его невозможно, придется строить заново».

Тоннельный водовод строится в рамках Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2025 года». Стоимость строительства составляет около 8,5 миллиарда рублей. Завершить строительно-монтажные работы подрядчик должен в феврале 2024 года, в этом же году планируется ввести объект в эксплуатацию.

Источник: crimea.ria.ru