ИНТЕРНЕТ
КАБЕЛЬНОЕ
ТЕЛЕКАНАЛ
Вадим Субботин: блокировка – это последняя мера, когда другие аргументы уже не работают

Вадим Субботин: блокировка – это последняя мера, когда другие аргументы уже не работают

Заместитель руководителя Роскомнадзора рассказал, как ведомство будет выстраивать отношения с зарубежными интернет-компаниями после вступления в силу закона «О приземлении»

1 января 2022 года вступает в силу закон «О приземлении иностранных ИТ-компаний». Он обязывает иностранные интернет-компании, чья ежесуточная аудитория в РФ превышает 500 тысяч пользователей, открыть полноценные представительства (филиалы) на территории страны, а также зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить у себя электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций. За невыполнение этих требований компаниям грозит целый ряд санкций – от маркировки в поисковой выдаче до полной блокировки ресурса. Как российский регулятор будет выстраивать отношения с ИТ-гигантами в интервью «Интерфаксу» рассказал заместитель руководителя Роскомнадзора Вадим Субботин.

— В ноябре РКН обнародовал список из 13 компаний, попадающих под действие закона «О приземлении». Это окончательный список или возможны корректировки?

— Принятый 1 июля 2021 года закон «О приземлении» закрепил за Роскомнадзором обязанность по формированию и ведению перечня иностранных ИТ-компаний, на которые распространяется действие этого закона. 22 ноября мы запустили сайт, где был представлен перечень из 13 компаний, владеющих 22 интернет-сервисами. Это не окончательный список и в будущем он может пополняться другими иностранными площадками, которые отвечают критериям, указанным в законе.

— Проводили ли вы уже консультации с фигурантами списка, готовы ли они выполнить требования закона с 1 января?

— Сразу после принятия Закона «О приземлении» Роскомнадзор провел серию консультаций с представителями крупных иностранных интернет-компаний, включенных в перечень. Сотрудники ведомства разъяснили положения закона, обозначив, что ключевое – это открытие представительства на территории России, уполномоченного на взаимодействие с гражданами, Роскомнадзором, а также на модерацию контента.

Со слов представителей иностранных ИТ-компаний российский рынок является для них перспективным, и они выразили заинтересованность в работе с российской аудиторией.

На сегодняшний день мы не знаем точных сроков компаний по «приземлению». Но надеемся, что до 1 января они все же смогут открыть свои представительства или филиалы, либо учредить российские юридические лица.

Хотел бы напомнить, что закон был принят 1 июля 2021 года, соответственно на открытие представительства в России по факту компаниям был отведен срок в 6 месяцев. При этом условия, при попадании под которые владелец того или иного сервиса соответствовал характеристикам иностранного лица по смыслу закона, являются максимально прозрачными и понятными. С этих позиций уже с начала лета мы и строили диалог с иностранными компаниями.

— Будет ли РКН варьировать подходы к взаимодействию с компаниями в зависимости от их «веса» и доли российской аудитории?

— Для нас ключевое требование – неукоснительное соблюдение российского законодательства. Это то, чего мы ожидаем от работы компаний в первую очередь. Нарушение закона может повлечь ограничение рекламной деятельности иностранных интернет-компаний в России. Поэтому владельцам ресурсов важно самим определиться, для чего им российский рынок. Если они хотят здесь зарабатывать, то нужно работать на законных, равных с российскими компаниями, основаниях.

— РКН заявил, что не будет «жестить» и готов продолжить диалог с компаниями, которые не успеют выполнить требования закона до 1 января. Насколько длинным будет такой переходный период? Не воспользуются ли им зарубежные игроки для затягивания процесса?

— Это вопрос для обсуждения. Если мы будем объективно понимать, что компания ведет работу по открытию уполномоченного представительства, то готовы вести диалог, оказывать поддержку.

Повторюсь, мы обсуждали с интернет-платформами требования законодательства, проводили консультации. На сегодняшний день мы ждем от них решений, реализация которых приведет к исполнению закона Российской Федерации.

Опять же, если компании не успеют открыть представительство в нашей стране в установленный срок, это не значит, что мы сразу против них начнем применять какие-либо меры. Это означает, что с 1 января мы задумаемся об их принятии. Решающим фактором будет диалог с самой интернет-компанией.

— Как вы оцениваете вероятность эскалации ситуации, вплоть до блокировки/замедления сервисов? И оценивается ли при этом ущерб, который могут понести российские пользователи и бизнес?

— Цель Роскомнадзора – соблюдение законов РФ в сети Интернет, в том числе, сокращение объема опасной для граждан нашей страны информации в интернете. Напомню, что к такой информации относится детская порнография, материалы с призывами к суициду, употреблению наркотических веществ, пропаганда идей экстремизма и терроризма.

Закон «О приземлении» даёт нам широкий перечень механизмов принуждения иностранных компаний к неукоснительному соблюдению законодательства, в первую очередь меры экономического воздействия.

Замедление и блокировка – это то, чего мы в принципе не хотим применять, это последняя мера, когда другие аргументы уже не работают.

— Российские власти что-то могут предложить зарубежным интернет-компаниям в обмен на сотрудничество? Или вы намерены строить диалог исключительно с позиции силы и штрафов?

— Мы рассчитываем, что после «приземления» у нас появится и возможность, и предмет для обсуждения с интернет-компаниями интересующих их с точки зрения сотрудничества тем.

— Какие вопросы/проблемы могут возникать у компаний с точки зрения правоприменения закона? Насколько вы открыты к диалогу с ними?

— Никаких. Мы не видим никаких сложностей. Текст закона достаточно подробно описывает все требования. Компаниям отведено достаточно времени. С нашей стороны оказывается вся необходимая консультационная поддержка для выполнения закона «О приземлении».

— Вы упоминали, что Google, Facebook и Twitter до сих пор не удалили несколько тысяч запрещенных материалов. Ожидаете ли вы, что ситуация заметно изменится после 1 января?

— Создание представительства, уполномоченного на модерацию контента – это ключевое требование закона «О приземлении». Сейчас результаты нашего взаимодействия с иностранными интернет-площадками по удалению запрещенной информации не позволяют говорить о том, что российское законодательство, которое требует ограничивать доступ к опасному контенту в течение 24 часов с момента получения требования Роскомнадзора, исполняется на 100%. Кроме того, мы зачастую видим избирательность в подходе к исполнению такого рода требований.

Взаимодействие службы модерации, расположенной на территории России, с Роскомнадзором должно обеспечить с одной стороны неукоснительное исполнение требований отечественного законодательства, а с другой, что касается иностранных компаний – избежать достаточно крупных штрафов за его нарушение.

Какие претензии есть у российских властей к зарубежным интернет-компаниям
По данным Роскомнадзора, у Twitter на текущий момент неудаленным остается 761 запрещенный материал. Социальная сеть неоднократно признавалась российским судом виновной в совершении административных правонарушений. Всего в 2021 году суд рассмотрел 13 административных протоколов за неудаление противоправной информации в установленный срок, составленных Роскомнадзором, и назначил соцсети наказание в виде штрафа на общую сумму 38,4 млн рублей.

Google не удалил 2,6 тыс. материалов. В этом году Роскомнадзор 16 раз обращался в суд из-за неудаления противоправной информации видеохостингом YouTube, общая сумма штрафов составила 37,5 млн рублей.

27 октября Роскомнадзор составил административный протокол в отношении Google LLC за повторное нарушение порядка ограничения доступа к материалам, содержащим запрещенную информацию. Такое правонарушение предполагает наложение штрафа в размере от 1/20 до 1/10 годового оборота компании.

У Facebook (Meta Platforms) неудаленными остается более 2,1 тыс. материалов. В 2021 году административное разбирательство в отношении компании проводилось 19 раз, суд оштрафовал ее в общей сложности на 70 млн рублей.

За повторное нарушение порядка ограничения доступа к материалам, содержащим запрещенную информацию, в социальных сетях Facebook и Instagram компании также грозит штраф в размере от 1/20 до 1/10 годового оборота, соответствующий протокол был составлен 3 октября.

Как указывают в Роскомнадзоре, среди материалов, доступ к которым не ограничен администрациями YouTube, Facebook, Instagram и Twitter: разжигающие религиозную рознь, оскорбляющие чувства верующих или направленные на раскол государства; об употреблении наркотических средств; о местах реализации самодельного оружия; об опасном отношении к жизни и здоровью несовершеннолетних (пропагандирующих «зацепинг», «руфинг», совершение умышленной асфиксии); об экстремистских и террористических организациях; с инструкциями по изготовлению взрывчатых веществ.

Также за нарушение закона в части локализации персональных данных в августе 2021 года решением суда был назначен административный штраф мессенджеру WhatsApp в размере 4 млн рублей. Социальные сети Facebook и Twitter были оштрафованы на 15 и 17 млн рублей соответственно за повторное нарушение требования о локализации ПД на территории России.

Источник: interfax.ru