ИНТЕРНЕТ
КАБЕЛЬНОЕ
ТЕЛЕКАНАЛ
Ялта замерла перед срывом курортного сезона

Ялта замерла перед срывом курортного сезона

Туристов лишили морских прогулок, а частные судовладельцы боятся разорения.

В Ялте частные судовладельцы оказалась заложниками руководства госпредприятия Республики Крым «Крымские морские порты». Для них введены новые тарифы, которые могут привести как к разорению судовладельцев и Ялтинского торгового порта, так и к уничтожению любимых туристами морских прогулок вдоль южного берега Крыма.

Накануне мы писали, что Ялтинский торговый порт, являющийся филиалом «Крымских морских портов», неожиданно расторг договоры со всеми частными судовладельцами, поэтому ни один частный катер не смог выйти в море. О том, что произошло, нашему изданию рассказали судовладельцы и чиновники.

В штыки

Традиционно в Ялте суда, которые предоставляют жителям и гостям Крыма возможность отправиться в морскую экскурсию по ЮБК, начинают навигацию с 1 мая. Ежегодно до этой даты каждый судовладелец подписывает договор с ГУП РК «Крымские морские порты» на приём судов в Ялтинском торговом порту. Так было и в этом году.

Но на прошлой неделе ялтинские судовладельцы неожиданно для них получили уведомление о введении нового тарифа на обслуживание пассажиров с предупреждением: тех, кто не примут новые правила игры, в море не выпустят. Предприниматели встретили это нововведение в штыки.

«Саму по себе такую услугу — посадку и высадку пассажиров — порт оказывать не может, потому что законодательно ответственность за посадку и высадку пассажиров возложена на перевозчика. И по факту порт никакой услуги не предоставляет. Это просто формальный сбор денег», — считает владелец теплохода «Александр Довженко» Эдуард Шелепень.

Он обратил внимание на то, что навязанный судовладельцам тариф представляет существенную сумму, а «Крымские морские порты», вводя такой тариф, убивают всё частное судоходство Ялты. Такие необдуманные действия чиновников могут привести, по мнению Шелепеня, к вымиранию такой популярной у туристов услуги как морские прогулки.

«На первый взгляд, речь идёт о каких-то 24,84 рубля «с человека за одну операцию». Но приведу пример: судно, следующее по маршруту Гурзуф — Ливадия — Ласточкино гнездо — Ялта — Гурзуф, выполнит за рейс восемь таких операций, а значит, только по этому тарифу с учётом НДС нужно будет отдать порту около 260 рублей.

Учитывая, что такая экскурсия стоит в пределах 1000 рублей, речь идёт о том, чтобы отдать четверть этой суммы за выдуманную услугу. Естественно, это приводит к нерентабельности и убыточности бизнеса. Ведь, помимо этого нововведения, существуют и другие обязательные платежи порту, которые мы исправно платим, а также зарплаты, расходы на ремонт, топливо и амортизацию. Может, нам им пароходы сразу отдать и всё?» — разводит руками хозяин теплохода «Александр Довженко».

Эдуард Шелепень рассказал, что уже вторые сутки ситуация находится в подвешенном состоянии. Второй день судовладельцы не выходят в море, так как отказались выполнять невыгодное для них условия. А Ялтинский торговый порт уже начал расторгать с ними договора. Вот только кому это выгодно? Деньги, подчеркнул Шелепень, теряют не только судовладельцы и те ялтинцы, которые из-за этого сидят без работы, но в первую очередь порт.

«То, что мы несём убытки, — это само собой. Но порт ежедневно недополучает по 30-50 тысяч рублей с одного судна, и это при том, что на сегодня не очень интенсивное движение. А судов такого класса в Ялте, которые сегодня простаивают, дюжина!» — подчеркнул судовладелец.

Он обратил внимание, что речь идёт о судах вместимостью более ста посадочных мест, за которыми тысячи недовольных туристов, что обязательно отразится на туристической привлекательности региона.

Вынуждают идти в пираты

В активную фазу конфликт между «Крымскими морскими портами» и местными судовладельцами вошёл вчера, когда диспетчерская служба отказались выпускать прогулочные суда в море.

«Одно из моих судов должно было первым выходить в море. И незадолго до выхода нам запретили это делать, а пассажиров просто не пускали на причал. Мы силой прошли на причал и самостоятельно вышли в море. Конечно, об этом сразу же доложили главному диспетчеру ГУП «Крымские морские порты» в Керчи, тот доложил в Новороссийск и так далее. И после этого подходы к причалам нам перекрыли, не пускают к ним ни нас, ни пассажиров», — рассказал ForPost Павел Холковский, который владеет судами «ЭОЛ» и «Александр Глазунов».

Холковский отметил, что выходу прогулочных судов в море препятствует не капитания Ялтинского торгового порта, у которой к судовладельцам вопросов нет (потому что суда находятся в надлежащем состоянии и имеют все разрешения), а именно диспетчерская служба, которая находится в подчинении ГУП «Крымские морские порты».

Холковский уверен, что документ о введении нового тарифа незаконный, так как противоречит федеральному закону «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлению правительства РФ «О Правилах обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности».

«Там чётко указано, что владелец морского терминала не имеет право навязывать услуги. Это постановление подписано Путиным в 2009 году. Получается, что они незаконно нам препятствуют. И мы будем вынуждены действовать по-пиратски, без разрешения диспетчера. Я начну с завтрашнего дня», — возмутился Павел Холковский.

У Павла Холковского три морских и одно юридическое образование. Он отработал в Ялтинском торговом порту 36 лет, прошёл путь от ученика матроса до начальника порта. В 2010 году вышел на пенсию и занялся бизнесом.

«Я уверен, что введение этих тарифов противозаконно! Порт недополучает портовые сборы и плату за швартовые и другие услуги. При этом суда самого порта работают с убытком, они не могут наладить свою работу — то у них топлива нет, то у них поломки. Поэтому они и пытаются выжать из нас деньги», — сказал Холковский.

Накануне, по информации Холковского, в Ялту приезжало руководство ГУП РК «Крымские морские порты», которое отказалось встречаться с предпринимателями, а они в свою очередь уже направили жалобы во всевозможные инстанции и готовятся к судебной тяжбе.

«В принципе, и в суд ходить не нужно, и так понятно, кто прав. И я не завидую порту, который уже сейчас недополучает прибыль, потому что когда мы выиграем в судах, ему придётся выплатить нам все издержки», — уверен Павел Холковский.

Порт ни причём

Начальник Ялтинского торгового порта Роман Подсудевский тяжесть ситуации осознаёт, но сделать ничего не может, потому что это не в его компетенции.

«Давайте сразу разделим. Неправ ГУП «Крымские морские порты», а не Ялтинский торговый порт. ГУП подписал указ о введении тарифов на обслуживание пассажиров и порт, являясь его филиалом, лишь разослал судовладельцам уведомления об этих изменениях, сообщив о необходимости перезаключить договоры. Естественно, судовладельцы, обоснованно считая этот приказа кабальным для себя, поскольку он сыроват, допсоглашение подписывать отказались. И мы вынуждены были договора расторгнуть», — пояснил он.

Подсудевский сказал, что, по его информации, судовладельцы уже направили письма в Федеральную антимонопольную службу, в минтранс Республики Крым и Минтранс России.

«Я считаю, что однозначно неправильно было вводить тариф в преддверии летнего сезона и без обсуждения его с судовладельцами, потому что это нововведение непосредственно задевает их интересы. Нужно было провести какие-то слушания, переговоры по этому поводу и обосновать эти цифры, пояснить, откуда они взялись. Сами по себе тарифы логичные и обоснованные. Но этот приказ, который их вводит, и цифры, которые в нём указаны, на мой взгляд, не обоснованы. Для того, чтобы мы вводили этот тариф, порт со своей стороны должен сделать какие-то улучшения. Должны быть туалеты на каждом причале, например, но ГУП нам их закупку не согласовал. И другие удобства для пассажиров тоже отсутствуют, а <новый> тариф вводится», — недоумевает начальник Ялтинского торгового порта.

Он заверил, что пытался донести до руководства ГУПа свою позицию, но его там не послушали, сказали, что приказ подписан и пересмотру не подлежит. Доводы о том, что ситуация, которую спровоцировало принятие «сырого» документа, негативно скажется на имидже города-курорта, испортит курортный сезон и угробит порт, никого там не впечатлило, посетовал Роман Подсудевский.

Официальная позиция минтранса Крыма сведена к тому, что ГУП РК «Крымские морские порты», вводя новые тарифы, действует правомочно.

«Частные судовладельцы должны заключить договор с портом. Если такой договор заключён, судно может входить в порт и вести там свою деятельность без проблем. Есть система безопасности и всех подряд в порт не пускают. <...> Всё было сделано по согласованию с Росморпортом», — пояснил ForPost в пресс-службе ведомства.

Источник: Служба новостей ForPost