ИНТЕРНЕТ
КАБЕЛЬНОЕ
ТЕЛЕКАНАЛ
Виртуальное обучение столкнулось с реальными трудностями

Виртуальное обучение столкнулось с реальными трудностями

Назвать Крым передовым цифровым регионом у большинства крымчан язык вряд ли повернется. Неудивительно, учитывая «теплые» отношения подсанкционного полуострова с большинством международных электронных платформ и даже российских интернет-сервисов, не желающих из-за Крыма попадать в санкционные списки. Поэтому они в Крыму либо просто не работают, либо без VPN и Proxy даже не открываются.

Когда во время досрочных каникул только начинали обсуждать введение на полуострове дистанционного образования, к успеху предприятия многие отнеслись заранее скептически: в некоторых населенных пунктах интернета еле хватает, чтобы в мессенджер залезть – что уж говорить о многочасовом процессе просмотра и загрузки заданий и домашних работ.

Поэтому, в общем, мало кто удивился тому, что запущенная в понедельник система дистанционного обучения забуксовала на самом старте. Вот только учиться все равно как-то нужно: школу в целом и ЕГЭ в частности никто не отменял.

Что именно мешает крымским школьникам учиться дистанционно и с какими недостатками системы уже столкнулись и ученики, и учителя, выяснял корреспондент РИА Новости Крым.

Вместо первого урока – большой глюк

В восемь утра понедельника все прилежные ученики (неприлежные – в девять) открыли, как и полагается, на компьютере систему «электронный дневник», в которой их должны были ждать задания от учителей. Точнее сказать, попытались открыть: электронная платформа не вынесла избытка внимания.

«Произошла ошибка в работе системы. Попробуйте обновить страницу позже»: тысячи таких сообщений ввергли в уныние всю систему регионального школьного образования.

«Неделю назад, когда только пробовали, как это работает, все загружалось, — рассказывает жительница одного из крымских поселков Валентина, контролирующая домашнее обучение внучки-второклассницы. – А сегодня сайт постоянно висит: не загружаются ни тесты, ни задания, которые там выставляют».

Когда подключиться не получилось у детей, в бой вступили родители. Когда же не получилось и у родителей, виртуальные классы и родительские чаты накрыла паника перед лицом неизведанного.

«Дети начали переживать. Особенно когда, например, тест по математике состоит из десяти заданий, которые надо сделать на время – а загружаются три-четыре, да и те все время глючат, а время теста идет, — поясняет Анна, молодой учитель одной из крымских школ. – В итоге время вышло, задание не засчитывается. Разумеется, балл автоматически снижается».

Ненамного лучше дела обстоят и с письменными заданиями, фотографии которых ученики должны загружать в свои электронные дневники: по словам многих родителей, отправлять фотоотчеты система категорически отказывается. Самые большие трудности электронная школа испытывает в привычные утренние часы.

«Работать на портале получается или совсем рано, около шести утра, до того, как заходят все, или совсем поздно, — делится учитель-предметник Людмила. – Я скидываю задания после одиннадцати вечера: вот тогда все летает. Но я привыкла поздно ложиться, а родители и дети жалуются. Я в таких случаях позволяю тем, у кого не получается скачивать задания, выполнять задания по учебнику».

А будут ли выпускники?

В связи с потерей одной нерабочей недели и вынужденным переходом на дистанционное обучение ЕГЭ и ОГЭ для 11-х и 9-х классов предварительно передвинули с конца мая на начало июня. Впрочем, многим и это вряд ли поможет: тут бы с обучением для всех разобраться, что уж говорить об отдельных факультативах для выпускников.

«У нас в школе были факультативы по подготовке к ОГЭ. Сейчас пока что ничего не говорят, и я думаю, факультативов уже не будет. Лично мне легче дома, чем в школе, потому что когда задают все сразу, ты сам знаешь, как распределить время. Но есть те ребята, которым теперь дома приходится больше времени уделять учебе. Я знаю, что некоторым даже родители объясняют материал», — с легким удивлением в голосе рассказывает девятиклассница-отличница Милана.

По мнению Людмилы, готовящей к ОГЭ три девятых класса, переход на «дистанционку», конечно, осложнит школьникам жизнь, но не критично.

«Сейчас у нас осталась последняя тема из девятого класса, а потом должно быть повторение. В принципе, большую часть заданий мы с ними уже разобрали в течение года, — подводит она итоги года. – Тем, кто учился с самого начала, будет легче подготовиться за оставшееся время. А тем, кто откладывал все на последний месяц, уже вряд ли удастся все нагнать».

По-разному относятся к грядущим экзаменам и родители учеников.

«Если у младшей дочери в 7-м классе с первого дня стали и задавать много, и в принципе следить за процессом, то 11-й класс предоставлен сам себе, — констатировала мама двух симферопольских школьниц Ольга. – Мы знаем, куда будем поступать, и ходим на дополнительные курсы, то есть фактически занимаемся с репетитором. Но это можно сказать далеко не обо всех выпускниках».

ВКонтакте, в Viber или по-старинке?

Неприятным сюрпризом для многих родителей стало то, что виртуальное обучение практически исключило контакты с учителями.

«В этом электронном дневнике у нас нет ни видеолекций, ни уроков, есть просто, грубо говоря, домашнее задание. Если возникают вопросы к учителю, непонятно, как обращаться. Классный руководитель сказал, что можно передавать вопросы через нее, но как это будет сделано и когда ребенок получит ответ, непонятно, — жалуется Ольга. – Обратной связи нет, никаких чатов тоже. В принципе, оно и понятно: в классе 30 учеников – в интернете это будет просто базар».

В условиях интернет-неопределенности решающим оказывается человеческий фактор.

«Есть учителя, которые просто говорят «ваши проблемы – решайте сами, у нас и так работы хватает». А есть учителя, которые стараются с ребенком, если что-то непонятно, контактировать лично, в соцсетях, в любом из мессенджеров, — перечисляет Анна. – По-другому просто нельзя, иначе те же выпускники просто не сдадут ЕГЭ».

Попытки проводить онлайн-трансляции или конференции в скайпе или других приложениях себя не оправдали: полноценный класс, в котором больше двадцати человек, а уж тем более целую параллель, системы не выдерживают.

«Мне проще: я пару лет назад сделала специально для себя образовательный сайт. Вот он теперь и пригодился: сбрасываю туда презентации с материалом, к ним буду записывать видеокомментарии. Получается подобие урока, — делится лайфхаком Людмила. – Многие учителя делают по-другому: присылают классному руководителю задания в печатном виде, а классный уже рассылает ученикам. Если бы работала полноценно электронная система, было бы здорово: там есть и уроки, и конспекты. Но она зависает. И приходится изобретать самим кто во что горазд».

Есть и противоположный взгляд на вещи.

«Проблема в том, что дети не могут сидеть круглосуточно в телефонах и компьютерах, родители начинают жаловаться, что это вредно для здоровья, — поясняет Анна. – Поэтому мы стараемся сократить объем интернет-материала и просто советуем: откройте учебник на странице такой-то, прочитайте от сих и до сих. Если возникнут вопросы, вот вам мой мэйл».

Вместо системы – головная боль

После критики конкретных недочетов родители переходят к более глобальному вопросу: будет ли в принципе какой-то толк от этого электронного хаоса да еще с такими недоработками?

«Плохо все это тем, что ребенок не сосредоточен: все-таки дом есть дом, — поясняет Валентина. – Хорошо, что я всегда рядом и вижу, когда внучка серьезно учится, а когда – спустя рукава. Вот сидим и занимаемся. Но я же на пенсии, так что могу. Тяжело тем, кто работает: они только вечером начинают заниматься с детьми».

Кто-то – в основном, конечно, папы – подходит к вопросу почти философски и верит, что всемирная паутина и родительский подзатыльник способны творить чудеса.

«Вбиваешь в браузер тему урока и находишь нужную тебе информацию, — раскрывает простую истину отец семиклассницы Вадим. – Я вообще еще до этого писал в родительском чате: подождите 6 апреля, увидите, какая будет неразбериха. Так оно и получилось. Инструкций нет, многие родители старше 40 теряются в этой системе. Учителям пожилым тоже местами тяжело разобраться. Только детям нравится – они возле компьютера сутками сидят и считают, что ничего и не изменилось. Я-то сам больше, конечно, за обычную школу и нормальное живое общение».

У учителей свои беды: чтобы успевать перекрывать недочеты электронной версии школы, приходится десятикратно множить писанину.

«Во-первых, дети иногда делают фотографии такого качества, что прочитать что-то просто невозможно. Во-вторых, ты не можешь на фотографии зачеркнуть и исправить, как в тетради – приходится переписывать это. Рядом писать самой целый параграф о том, где и в чем ошибка», — поясняет Анна. Не облегчают жизнь и сами родители, порой – в самых неожиданных вопросах.

«У меня из-за первой недели карантина пропадало 14 уроков. Я на свой страх и риск стала загружать задания пораньше. От родителей стали поступать жалобы, мол, почему нас учителя третируют в нерабочую неделю? Я, конечно, родителям объясняла, что темы никуда не денутся, и лучше все распределить на две недели, а не запихнуть в одну, — недоумевает Людмила. – Разумные, конечно, согласились. Но было поздно: нам уже поручили давать задания только с 6 апреля. Теперь все в шоке, родители и дети уже запутались, куда и что отправлять. Но в целом, пока рано говорить о недостатках. Вот вы через недельку спросите, тогда и будет ясно».

Неравенство XXI века

Проблемы с «дистанционкой» возникли не только у отсталого в этом смысле полуострова, хотя этот факт вряд ли может служить утешением. Электронные платформы, которые еще неделю назад эксперты перечисляли с гордостью, зависли и в передовых регионах, не исключая даже Москву.

Факт: по данным опроса, проведенного активистами Общероссийского народного фронта, в России около 80% учителей столкнулись с теми или иными проблемами при переходе на дистанционное образование. При этом основной трудностью – это в XXI-то веке – стали «технические проблемы» и «нехватка у детей компьютеров и мобильных устройств».

Еще один факт: «проблемы технического характера» в системе российского дистанционного обучения вполне серьезно называются главной трудностью и в научных работах по педагогике и открытому образованию. Гораздо более надежным инструментом оказались технологии прошлых веков: телефонные провода, на которых, махнув на интернет рукой, «повисли» многие учителя, и телевизор.

«Большое спасибо крымскому телевидению, которое организовало трансляции уроков, — искренне поблагодарили многие родители. – Да, это очень короткие отрывки информации, и вопросы тоже нельзя задать. Но это хотя бы живой учитель, который что-то объясняет и пишет на доске. Это большое подспорье».

И пока очень небольшой процент людей задумывается о том, что соль здесь не просто в сбоях электронных дневников – они так или иначе будут возникать на протяжении всей коронавирусной изоляции.

Источник: РИА Новости Крым

Top