10 января 2021 года в России вступили в силу поправки к так называемому антиотмывочному закону. Они призваны усовершенствовать уже существующий контроль за операциями с наличными на сумму от 600 тыс. рублей и выше.
Почему банки следят за операциями?
Проверять операции с денежными средствами или другим имуществом требует федеральный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Отслеживаются любые действия, похожие на:
● незаконный перевод безналичных средств в наличные;
● запутывание схем расчетов;
● вывод денег за границу.
В первую очередь кредитные организации внимательно смотрят на операции, которые превышают 600 тыс. рублей, но могут проверять любые, если посчитают подозрительными. Банки советуют предпринимателям аккуратно относиться к работе с наличными средствами, да и к безналичным операциям по счетам тоже. Если банк посчитает операцию сомнительной, то он может запросить подтверждающие документы — куда и для чего тратились деньги.
Отказывая в проведении операции, банки ориентируются на закон и соответствующее положение ЦБ, которое содержит больше сотни признаков сомнительных операций.
Операции, за которыми усилили контроль
● Банки начнут сообщать обо всех операциях юридических лиц свыше 600 тыс. рублей. Раньше они должны были информировать Росфинмониторинг о снятии и/или зачислении денег со счета юрлица, если операция никак не была связана с родом деятельности организации. Теперь этого условия нет, и под контроль попадают все операции выше пороговой суммы.
● Кроме того, теперь банки будут контролировать денежные переводы не только со счетов юридических лиц, но и со счетов иностранных структур, работающих без образования юрлица.
● Уточняется список видов страхований, выплаты по которым подлежат контролю. Это пенсионное страхование, страхование жизни, а также такие разновидности страхования жизни, как инвестиционное и с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов).
● Банки будут следить за оплатой участия в азартных играх (ставка), а также выплатой выигрыша в азартных играх и/или лотереях. Сейчас банки это тоже делают — поправки уточнили формулировки.
● Нововведения также коснутся операций с наличными и/или безналичными денежными средствами, которые осуществляются при сделках с недвижимостью. Они подлежат обязательному контролю, если сумма равна или превышает 3 млн рублей. В предыдущей версии закона не было уточнения про наличный и/или безналичный характер платежей в этом случае.
● Ужесточается контроль сделок по гособоронзаказам. Теперь второе и последующие зачисления денег на счета, которые используются для этих целей, будут контролироваться, если они превышают 10 млн рублей. Раньше порог был 50 млн рублей.
Операции, которые вывели из-под контроля
● Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства.
● Перевод денег за границу на счет анонимного владельца и поступление средств с него.
● Денежные переводы, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.
● Получение имущества по договору лизинга. Теперь банки будут следить только за его предоставлением.
Операции, которые начнут контролировать
● Оплата (зачисление или списание) финансовой аренды (лизинга), если она превышает 600 тыс. рублей.
● Закон вводит обязательный контроль почтовых переводов, если они превышают 100 тыс. рублей.
● Это же касается и возврата неиспользованного остатка денег, внесенных в качестве аванса за услуги связи. Сумма отсечения та же — 100 тыс. рублей и выше.
Зачем нужны нововведения?
Усиление контроля за операциями с наличными должно способствовать борьбе с коррупцией, считает глава комитета Госдумы по финансовому рынку и один из авторов поправок Анатолий Аксаков.
«Наличные — это сфера, которая чаще всего используется для коррупционных операций и прочих недобросовестных операций. Поэтому, очевидно, контроль за наличными более пристальный, чем за безналичными операциями. Тем более можно проконтролировать операции с наличными при снятии, при какой-то сделке, а дальше след наличных может потеряться. Дальше они будут ходить вне банковской системы», — заявил он. По его словам, тем, кто ведет прозрачный бизнес, бояться нечего.
Согласно отчету ЦБ, объем обналичивания денег в банковском секторе в 2019 году сократился в 1,9 раза — до 95 млрд рублей против 176 млрд рублей в 2018 году.
Что изменится для банков и предпринимателей?
В ЦБ ожидают, что поправки снизят регуляторную нагрузку на банки и упростят их взаимодействие с юридическими лицами. Ведь теперь об операциях сверх установленного лимита будет сообщаться в Росфинмониторинг автоматически.
Опрошенные ТАСС эксперты допускают, что для предпринимателей нововведения и могут обернуться дополнительной нагрузкой и возросшими рисками блокировки, ведь теперь даже добросовестным придется уделять гораздо больше времени и внимания юридическому оформлению операций. Но, с другой стороны, в долгосрочной перспективе это, естественно, носит положительный эффект.
Источник: ТАСС