Как оказалось, госкомпании вполне могут себе позволить работать в Крыму. Однако тот же Сбербанк, например, бросил Крым, пояснил Михаил Делягин. С другой стороны, Анатолий Васильев расшифровал схему РЖД по Крыму. Но есть и ещё один интересный пример — это «Аэрофлот», который спокойно работает в Крыму… Царьград делится экспертным мнением о чужих и своих госкомпаниях в регионе.
На фоне решения РЖД направить в Крым часть вагонов и организовать там новую компанию, чтобы избежать санкций, возобновилась дискуссия о госкомпаниях, которые предают или не предают страну… Кто-то пустился в обвинения, другие стали отстаивать позиции структуры. Царьград продолжает беседовать с экспертами на эту тему.
Что произошло
РЖД собирается выплатить дивиденды государству за 2018 год имуществом, передав в том числе парк пассажирских вагонов стоимостью 12 млрд рублей. Таким образом, был найден способ передать вагоны для обслуживания Крымского полуострова, не подставляясь под американские санкции.
Источник РБК ранее рассказал, что предложение будет вынесено на совет директоров РЖД в ближайшее время. Другой источник издания говорит, что вагоны пойдут в Крым, как только будет достроена железнодорожная часть Крымского моста.
Сейчас РЖД не подпадает ни под американские, ни под европейские санкции, уточняет издание, и, чтобы сохранить статус-кво, избегает прямого взаимодействия с ФГУП «Крымская железная дорога».
Зачем принято решение
Профессор кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» Московского государственного университета путей сообщения Анатолий Васильев полагает, что решение с передачей вагонов — верное. Он не считает, что РЖД отреклось от Крыма. На самом деле нет: дело в эффективности, подчёркивает собеседник Царьграда.
«По поводу передачи подвижного состава для крымской дороги — наверное, это оправданно. Потому что объёмы надо будет наращивать. Напрямую. В любом случае, так или так, крымскую дорогу надо поддерживать. Потому что пассажирские перевозки, безусловно, они будут, так же как автомобильная часть моста. Они немедленно будут отрабатывать и давать эффект. А насчет грузовых перевозок — пока нет какого-то большого транзита, в том числе из-за санкций, через порты Крыма, то, получается, объём грузовых перевозок ограничивается чем? Потребностями самого Крыма, республики, и Севастополя как военно-морской базы. Было бы странно построить такой мост и не использовать его — конечно, это не очень эффективно».
Что до идеологической составляющей, тут тоже нужно быть честными с собой до конца, говорит Васильев.
«Мы вернули Крым, сделали главное. А теперь начинаем по этим пустякам оглядываться. А вот они санкции объявили, а вот нам это нельзя. Зачем тогда возвращали Крым? Раз уж взялись, то не надо оглядываться — это (санкции. — Ред.) будет до бесконечности», — сказал собеседник Царьграда.
Госкомпании могут работать в Крыму
Подобной позиции придерживается директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Он подчеркнул, что понимает решение РЖД по вагонам и выплате дивидендов. Оно логичное.
«Это юридически разумная вещь. Проблема в том, чтобы контроль за этой формально никак не связанной с РЖД структурой был реальным. Чтобы эта структура обеспечивала нормальное качество, минимизацию воровства и так далее».
Казалось бы, они оберегают себя от санкций, продолжает Делягин. Однако «есть опыт «Аэрофлота», который «полетел в Крым и работает в Крыму совершенно спокойно».
«И никто не смеет вообще вякать на эту тему. И если бы российское государство реализовывало свои властные полномочия, то все российские государственные компании были бы обязаны работать в Крыму. А если какая-то страна осмелилась бы выразить неудовольствие этим, то российское государство обязано было бы заявить, что все долги этой стране выплачиваются сугубо по добровольному желанию российских физических и юридических лиц, если то или иное физлицо не хочет платить соответствующей стране, которая не признаёт территориальную целостность России, то оно может и не платить. Российское государство никаких санкций против этой компании вводить не будет».
С другой стороны, показательным стал пример Сбербанка, который «не побоялся идти в Крыму, а не захотел идти в Крым», подчеркнул Делягин.
«Аэрофлот» тоже очень боялся идти в Крым. Но потом пошёл. И другие российские авиакомпании тоже боялись, туда и частники летают. Но потом пошли. Не потому что их государство заставило, а потому что они страну уважают. А Сбер и другие государственные структуры, вероятно, немножко по-другому относятся к российской стране. Обратите внимание, как сейчас травят «Аэрофлот». Его травит, в том числе за то, что он пошёл в Крым, вся наша либеральная шваль.
Досье
Крым стал частью России в 2014 году после того, как власть на Украине сменилась в результате государственного переворота. Жители Крыма не захотели мириться с подобным обстоятельством, кроме того, были напуганы действиями так называемых укронацистов. В результате всеобщим референдумом было принято решение о восстановлении исторической справедливости и возвращении в состав России.
Украина и страны Запада решили затеять санкционную войну с Россией. Впрочем, практика показала, что вводимые ограничения только ухудшили экономику наших так называемых партнёров.
Источник: Царьград