По правилам и без: сколько россияне тратят на медицину

По данным НИУ ВШЭ, деньги на медицину россияне тратят всё чаще. Сегмент платной медицины выходит из тени, из нелегального сектора — в официальный, и объём платежей становится всё более прозрачным. Сколько же денег россияне тратят на медицинские услуги?

Сегодня самые востребованные среди россиян платные медицинские услуги — стоматологические. К такому выводу пришли Полина Козырева из Института социальной политики НИУ ВШЭ и Александр Смирнов из Института социологии ФНИСЦ РАН, изучив данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ за 2009-2017 годы (в рамках него проводятся ежегодные опросы населения).

Причём в 2017 году доля тех, кто предпочитает лечить зубы за деньги (как в государственных, так и коммерческих клиниках), составила 44,8%. Cредний платёж за стоматологическое лечение в 2017 году — 9479 ₽. В коммерческом секторе платёж почти втрое выше, чем в государственном, а в сельской местности почти вдвое ниже, чем в региональных центрах.

Амбулаторно-поликлиническую помощь большая часть населения получает бесплатно. В коммерческие клиники и к частным врачам приходят только 13% тех, кто нуждается в лечении. Средний платёж за услуги поликлиник в 2017 году составил 3512 ₽.

Частными стационарами пользуется ещё меньший процент наших граждан. В 2017 году 95% тех, кто лечился в больнице, обращались в государственные и муниципальные медучреждения, в ведомственные — 2,8%, в частные — 2%. В последние несколько лет ситуация с обеспечением лечебного процесса в стационарах заметно улучшилась, говорится в исследовании. Сократились расходы пациентов на оплату пребывания и оказанную помощь, приобретение лекарств, шприцев, перевязочных и других медицинских материалов. Если в начале 2000-х годов менее 50% пациентов получали в стационарах всё необходимое для лечения бесплатно, то к 2017 году эта цифра почти достигла 80%.

При этом авторы исследования отмечают, что выбор между частной и государственной медициной напрямую связан с доходом пациентов, а в текущих условиях, заметно отличающихся от подъёма 2000-х годов, у последних нет возможности тратить на себя больше, чем раньше. И спрос на медицинскую помощь по прейскуранту тогда оказывается в первую очередь следствием сокращения масштаба и качества бюджетного сегмента: частных клиник становится больше, государственных — меньше, как и доверия к ним пациентов.

Для профилактики врачу в прошлом году показывалось около 17% россиян. Платить за него пришлось в 14,6% случаев. Средний платёж за такой осмотр составил 2595 ₽.

По данным исследования, россияне не пренебрегают домашним лечением. Эти расходы относятся к обязательным, на которых не принято экономить. Их размер практически не зависит от места жительства, уровня благосостояния, занятости или наличия семьи. Средняя сумма, потраченная на лекарства и материалы для лечения дома, в 2017 году составила 1 674 ₽.

Теневой сектор

Важный вывод, сделанный в исследовании, касается постепенного сокращения теневой оплаты медицинских услуг в государственных, муниципальных и ведомственных учреждениях. Теневая оплата медицинских услуг — это то, что проходит неофициально, а не через кассу согласно правилам или прейскуранту медицинского учреждения (при этом неофициально произвести оплату пациент может как деньгами, так и подарками).

Например, за период с 2009 по 2017 год доля тех, кто официально заплатил стоматологам за услуги, увеличилась с 52,6% до 61,3% (около 30% лечатся бесплатно), а в секторе нестоматологического амбулаторного лечения официальные платежи увеличились с 11,8% до 13,7% (порядка 85% пациентов такие услуги получают бесплатно).

Отталкиваясь от этих данных, можно сделать вывод, что изменилось очень многое, комментирует автор исследования, заведующая центром лонгитюдных обследований института социальной политики НИУ ВШЭ Полина Козырева. Улучшилась ситуация в здравоохранении, и отпала необходимость платить за самое необходимое.

«Люди же чаще платили не потому, что им хотелось, а потому, что у врачей тоже не было другого выхода (не было лекарств, материалов, средств гигиены и т. п.). Но официально всё это оформить было невозможно, — рассказывает Козырева. — Сегодня ситуация во многом иная: где-то лучше, где-то хуже, но везде сдвиги в положительную сторону. Строже стал и контроль за деятельностью работников медучреждений, поскольку стало больше порядка. Главное состоит в том, что раз люди стали платить неофициально меньше, значит, у них нет необходимости платить больше и чаще. За то, за что они вынужденно платили раньше, теперь платит государство. Как и должно быть».

Однако в коммерческих клиниках теневой сектор по-прежнему остаётся значительным. Помимо официальной оплаты, 12% пациентов «благодарят» докторов неофициально деньгами или подарками.

Директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович отмечает, что далеко не каждый пациент рассказывает о своих теневых платежах и уж тем более не каждый врач, поэтому сделанные выводы требуют более глубокого изучения.

«Возможно, в коммерческих клиниках более откровенные пациенты, а в государственных — менее, — говорит Попович. — Судя по объёму жалоб, которые поступают в Росстрахнадзор, количество платных услуг не уменьшается, но и количество вымогательств тоже на высоком уровне. Просто пациенты об этом не всегда говорят».

Вероятность того, что в ходе опроса часть людей решили не афишировать факт неофициальной оплаты медуслуг, безусловно, есть, соглашается Полина Козырева: кто-то боится всего на свете, кто-то хочет выглядеть лучше. Но других методов получения достоверной информации в мире пока не придумано, говорит она. «Что касается того, что человек что-то не принял в расчёт, то и это возможно, — добавляет Козырева. — Вполне вероятны ситуации, когда человек отдаёт стоматологу деньги в качестве оплаты, но при этом не интересуется, провели эту оплату через кассу или нет. А может, у частного доктора вообще двойная бухгалтерия. Этого пациент знать не может».

Источник: Sravni

Добавить комментарий